Борисов С. К. Космические циклы и эволюция


Миниатюра статья 9

Эволюция — это Бог теософии, как неоднократно подчёркивали Е.П.Блаватская и Махатмы. Вызывающая недоумение учёных множественность слоёв Космоса и душ у населяющих Его существ, имеющая место в эзотерическом знании, связывается в теософии прежде всего с объяснением эволюции. Это объяснение называется учением о Космических Циклах, и было изложено Блаватской в «Тайной Доктрине» во второй половине XIX века, с комментариями на идеи эволюции в геологии (Лайель) и биологии (Дарвин). В ХХ веке эволюционная теория стала всеобщей для всех естественных наук — после создания общей теории относительности и изобретения теории Большого Взрыва. Начиная с работ В.И.Вернадского и П.Тейара де Шардена, на этой основе разрабатывается связующая разные научные дисциплины ноосферная идеология, получившая “второе дыхание” с возникновением синергетики.

Наука — дитя западной, христианской культуры. Много лестных слов сказано Махатмами в адресс розенкрейцеров, поставивших в число своих программных положений синтез религии и науки. В статье анализируются наработки американского розенкрейцера Макса Генделя и используются как связующее звено между теософской доктриной и ноосферной идеологией. Не являясь сторонником Блаватской, храня верность братству Креста и Розы, Макс Гендель, тем не менее, выступил как один из самых глубоких и тонких комментаторов теософского учения, и один из немногих внёс реальный вклад в его развитие. Предложенная им схема Космоса расширяет теософскую схему до пределов наблюдаемой в современной астрономии Вселенной и позволяет теософии продвинуться в решении задачи синтеза научных и эзотерических представлений.

Борисов. С.К. Космические циклы и эволюция. – Дельфис. – N26 – 2001. – С.40-48.

“… даже греко и римско-католические христиане поступают мудрее, веруя … в Ангелов, Архангелов, Архонтов, Серафимов и Утренних Звёзд, … в Правителей Космическими Стихиями, нежели наука, совершенно отвергающая их и рекомендующая свои механические Силы. Ибо эти Силы часто действуют с большею, нежели человеческой разумностью и соответствием. Тем не менее, эта разумность отрицается и приписывается слепой случайности.”

                                                                    Е.П.Блаватская [2, c.755].

 

            В науке рассматривается эволюция материи, которая всё время идёт с повышением сложности организации устойчивых форм. Кратко обрисуем имеющуюся картину [1]. Произошёл Большой Взрыв, возникло пространство, ложный вакуум и элементарные частицы — протоны, нейтроны, электроны, фотоны и нейтрино. Протоны, нейтроны и электроны собрались в вещество, состоящее из элементов таблицы Менделеева от водорода до лития. Эта первоматерия, остывая, сконцентрировалась в неоднородности галактических скоплений, которые некоторые авторы называют метагалактиками, рассыпавшихся в дальнейшем на галактики. В звёздах галактик, состоящих в основном из водорода и гелия, при взрывах сверхновых происходит термоядерный синтез всех остальных элементов таблицы Менделеева вплоть до урана и трансурановых элементов. В облаках вокруг взорвавшихся звёзд образовались простейшие неорганические молекулярные соединения. В итоге звёзды рассыпаются на планеты, в которых из плазменного расплава химических элементов и их ионов формировались агрегатные состояния молекулярной и атомной неорганической материи. На ряде планет, где допускали геофизические условия, шло формирование высокомолекулярных соединений углерода, то есть органическая материя, затем — живая клетка,  растительная и животная жизнь, а затем — человек.

Подходящие геофизические условия для появления органической материи и разума могли сложиться и на планетах вокруг других звёзд в нашей и не нашей галактиках. Это следует из однородности строения вещества во Вселенной и действующих в веществе сил. Эта догадка принадлежит Д.Бруно и она стала догматом естественонаучной онтологии. Однако ещё на заре науки Б.Паскаль высказал чисто человеческую ноту тоски перед бессмысленной пустотой пространства, окружающего Землю с живущим на ней человечеством [2]. Эзотерика и религия строили мироздание иначе – с человеком в центре Вселенной. Планету его обитания они располагали в центре Солнечной системы, Солнечную систему — в центре сферы неподвижных звёзд. Отсюда — спор принятой христианами птолемеевской астрономии и астрономии Коперника.

Эзотерика [3] начинает с пустого пространства, наполненого всевозможными формами материи – и в этом совпадает с наукой, которая такую картину мироздания назвала «физическим абсолютом». Но для неё это всего лишь одна субстанция гораздо более сложно устроеного Космоса. Далее она строит онтологию Абсолюта с иерархией субстанций, нижняя из которых — материя. Эзотерическое знание утверждает, что Единство мира — глубже материального единства и не сводится к нему. Невидимые субстанции сообщают человеку разум, дают ему духовные энергии, снабжают его вдохновением и смыслом существования. Они дают ему и магические силы — способность предсказывать будущее и проникать взглядом в прошлое, воспринимать происходящее на дальних расстояниях, воздействовать на эмоции, настрой ума, жизнедеятельность живых существ и людей. Всё это делается субстанциями через посредство эфиров, заполняющих те или иные по масштабам протяжения пространств с веществом.

            В Теософии Е.П.Блаватской [4] вся эта иерархия субстанций, ипостасей Единства, работает на эволюцию по Космическим Циклам. Такая эволюция идёт не гладко и не катастрофично – она чередует постепенность естественнонаучной эволюции с революционными скачками. Эта логика развития близка к заявленному Б.Спинозой закону «отрицания отрицания», который Г.В.Гегель сделал основой саморазвития понятийной мысли, а наследующий ему марксизм, поставивший Гегеля «с головы на ноги» – «законом спирального развития материи».  Согласно теософскому учению о Космических Циклах каждое Единство становится многообразием, чтобы стать более глубоким Единством. Это касается и того всеобъемлющего Единства, которое теологи, ещё до возникновения науки, назвали метафизическим Абсолютом. По мнению теософов существуют силы, которые формируют мыслепланы, замыслы развития, расположенные в одной из субстанций Абсолюта (она называется в Теософии верхней точкой Космического Цикла), и эти замыслы реализуются в материи деятельностью устойчивых форм (нижняя точка Космического Цикла) [5]. А потом — сравнивается реализация очередного замысла с исходным замыслом. Это — краткое описание фаз каждого из Циклов. Метафизикой же это всё называется из-за того, что принцип роста глубины Единства не меняется, а разнообразие и сложность устойчивых форм растёт от Цикла к Циклу.

            Для учёных стала привычной мысль, что устойчивые формы вещества содержатся в константах четырёх фундаментальных взаимодействий (гравитационного, электромагнитного и двух ядерных — слабого и сильного) и запланированы на момент Большого Взрыва, с которого начинает развитие физический абсолют или видимая Вселенная. Это и называется “антропным принципом”: сочетание констант определяет все устойчивые формы, начиная с галактик и элементарных частиц и кончая разумной жизнью на планетах вокруг звёзд в спиральных рукавах галактик. Происхождение “генокода” всей этой череды устойчивых форм, то есть “программы развития Вселенной”, учёные объясняют случайностью: природой перебираются всевозможные наборы констант, но “выживает” лишь та Вселенная, набор констант в которой имеет перспективу развития, а её неустойчивости своевременно закрепляются в устойчивых формах со всё более сложной организацией.

            Эзотерические концепции склоняются к менее прямолинейному объяснению. Трактуя творение мира по Библии Богом за семь дней (в христианстве) или вооружённой Разумом Мировой Волей за семь этапов (в эзотерике), признающие материю наряду с объективной мыслью деисты утверждают, что программа создаётся не вслепую и постоянно корректируется с каждым щагом развития материи; что безграничное развитие возможно только на этической основе равновесия, достигнутой всеми предшествующими формами; и что должен существовать механизм внутри материи, который отвечает за постоянную коррекцию исходного проекта.

            Особенно ярко освещает относящиеся к информации аспекты онтологической мысли учение о Логосе. Это учение было разработано стоиками   для связи физики с этикой и впоследствии перешло в платонические и неоплатонические теологические концепции христианства.“Логос” или “Слово”, произнесённое Богом при сотворении мира и всех его существ, состоит из слов, адресованных каждому отдельному существу и задающих смысл его существования во Вселенной – поставленную перед ним Творцом цель. Логос тех или иных существ проявляется в определённом алгоритме выбора действий, исходя из наличных условий (восприятие и выделение вниманием информации под цель или цели этого существа). То есть существом активно разыскиваются условия, в которых он может реализовать генокод поведенческих актов, отвечающий одной из его целей, и для этого ему и нужна “информация”. “Речь” каждого существа в учении о Логосе представляется в виде “танца”, сложенного из полного спектра возможных элементов его поведения, в соответствии с мыслепланом в отношении этого существа, записанным в Логосе. Этику следует искать в связности поведенческих генокодов в едином геноме Космического Разума  (Логоса), который обеспечивает согласованность целей разных живых существ (коэволюцию, как говорят в синергетике. — Ред.).

            Наука же задаёт эзотерике законный вопрос: где находятся все ваши субстанции? До того революционного рывка, который сделала математика в XIX — XX веке, обслуживая запросы физики, на этот вопрос было бы затруднительно ответить. Но сейчас это сделать легко, из-за открытия математиками многомерных пространств. Даже Большой Взрыв, с которого по представлениям науки, началась материальная Вселенная, требует пространства, в котором это уникальное событие произошло. Кривое пространство-время ОТО (общей теории относительности Эйнштейна – основы естественнонаучной космологии) является 4-мерным пространством, которое вкладывается в плоское 5-мерное пространство (по гипотезе Б.Римана, даказанной Штиффелем как математическая теорема).

            Подобно тому, как 3-мерный шар может быть разбит системой параллельных плоскостей на совокупность 2-мерных кругов, 4-мерный шар может разбиваться на совокупность 3-мерных шаров. Например, правильные 4-мерные тела представляются совокупностью своих 3-мерных граней, каждая из которых есть правильное платоново тело. Все 3-мерные шары планет Солнечной системы могут быть 3-мерными сечениями одного 4-мерного шара, отвечающего Солнечной системе в целом, как и планеты любой звёздной системы. Это та конструкция, которую может предложить современная математика для осмысления иерархии пространств, в которые вложены субстанции Абсолюта, в каком бы числе они не были взяты.

            Но наука утверждает, что все частные силы ею уже познаны, и задаёт следующий законный вопрос тем, кто верит в эзотерику: где они видят место своему знанию в рамках известного науке? Нельзя сказать, что научное знание построено на основе, так уж отличающейся от эзотерики. Наука выросла на тех же метафизических предпосылках, на которых строилась герметическая философия, построенная под эзотерическую феноменологию, а также на базе христианской теологии, то есть религиозной философии [6]. Более существенным расхождением является то, что эзотерика центрирована на человеке и его внутренних силах, а наука старается вывести человека за рамки познаваемого мира, сделать его отстраненным наблюдателем (подобным христианскому Богу) действующих в природе внешних сил, старается познать вещи, как они есть “сами по себе”, независимо от человека. Эзотерика же, и особенно религия (антропоморфный образ мира), старается понять космос через человека, и даже не интересуется миром до человека и без человека.

            Первой формулировкой научного метода мы обязаны францисканцу Р.Бэкону (XIII в.), а развитию этого, названного индуктивным, метода —  работам Ф.Бэкона и Р.Декарта (XVII в.) в рамках философии, базирующейся на христианской теологии. Размежевание науки с теологической основой произошло в середине XVII в. в знаменитых “Письмах к иезуитам” Б.Паскаля, который дал первые блестящие образцы экспериментального метода с математическим подходом к обработке результатов эксперимента. Сам Паскаль отдал предпочтение религии, присоединившись к янсенистскому движению внутри христианства, относившему научные занятия к “похотям разума” [2]. Развитие экспериментально-математического естествознания в XVII в. (Галилей, Кеплер, Ньютон, Дальтон) и в XVIII в. (Бернулли, Эйлер, Мопертюи, Лагранж) происходило в рамках христианской религиозной позиции (яркие представители — Ньютон и Эйлер) с одновременной активной разработкой оснований новой философии (Декарт, Гоббс, Локк и Лейбниц). Лучше всего позицию ученых XVIII века выразил первоснователь вариационных принципов физики Мопертюи: законы науки — это христианские догматы в области природы [7].

Однако к концу XVIII в. ситуация резко изменилась и такие выдающиеся ученые как д’Аламбер и Лаплас открыто провозгласили о размежевании науки и религии. Была выдвинута чисто-научная программа изучения природы, поставившая своей целью свести все её феномены, в том числе феномены жизни и сознания, к сочетаниям модификаций протяженного вещества, скреплённого физическими силами (в варианте Лапласа — силами тяготения, распространенными на область “молекулярных явлений”). Бурное развитие экспериментального и теоретического естествознания в XVIII — XIX веках привело к окончательному размежеванию астрологии с астрономией (Лаплас “Небесная механика”), алхимии с химией (Лавуазье) и спиритуализма с электричеством и магнетизмом (Ампер, Фарадей). Вместе с этим размежеванием программа розенкрейцеров об едином научном и религиозном знании стала восприниматься наукой как оставленный позади анахронизм. Это исторически совпало с началом разделения самих наук на основе предметов их изучения. Вопрос о едином знании если и не был снят теоретически, то отвергался самим ростом экспериментального материала и обилием схем его теоретического осмысления.

            С самого возникновения науки естествоиспытателями как само собой разумеющееся предполагалось, что физика, которая занимается наиболее общими и фундаментальными законами природы, отвечает за единство всего естествознания в целом. Поэтому физическая картина мира считалась и считается до сих пор той естественной базой, на основе которой строются картины мира всеми остальными науками. Эта точка зрения  упрочилась в ХХ в., когда квантовая механика обеспечила естественную основу для рассмотрения химических явлений, а один из ее создателей Э.Шредингер сформулировал аппетиты физиков в области биологии в своей знаменитой работе “Жизнь с точки зрения физики”. После появления этой книги очень многие физики перенесли  интересы и методы исследования в область биологии, где к тому времени уже возникла генетика, что в итоге фантастически быстро привело к возникновению молекулярной биологии и её последующему бурному развитию во второй половине ХХ века.

            Всё в том же ХХ веке родилась и ещё одна физическая теория, по-поводу которой весь век не утихали споры. Это частная (CTO) и общая OTO) теории относительности, которые изменили взгляды на свет, на пространство и время, на механику масс с электрическими зарядами, на cкрепляющее массы гравитационное взаимодействие [1]. Можно по-разному смотреть на метафизические предпосылки этих теорий, на далёкий от наглядности математический символизм, на категоричность выводов в отношении одновременности, эфира, скорости распространения взаимодействий. Но то, что эти теории расширили горизонт нашего мировозрения, как в область микроявлений, так и в область мегамира, — исторический факт. В настоящем исследовании нас будет интересовать только те изменения физической картины мира, внесённые теорией относительности, которые касаются астрофизики и  взглядов на эволюцию Вселенной. Следствием построенных на основе общей теории относительности уравнений Эйнштейна для гравитационных сил стало развитие Вселенной как целого, самих пространства-времени и материи, которые привели к теории Большого Взрыва, и эта теория стала основой единого взгляда на целый ряд разрозненных экспериментальных данных астрофизики [1]. До этого эволюция в науке рассматривалась только геологией и биологией. Эволюция в астрофизике вписывается в ноосферную идеологию Вернадского и Шардена, разрабатываемую в настоящее время последователями Н.Н.Моисеева в рамках синергетики [8].

            Чтобы сформулировать специфику подхода к эволюции природы и человека  в эзотерике и теософии, рассматривающей научный подход в качестве весьма специального частного случая собственного подхода [2,9,10], рассмотрим эзотерическую космологию и космогонию и сравним с теоретическими представлениями современной физики на эволюцию Вселенной.

            Поскольку само возникновение западной науки происходило в лоне христианской теологии и неотделимо от деятельности францисканского, иезуитского и других монашеских орденов, формирование норм экспериментального исследования складывалось в ходе астрологических (астрономия), алхимических (химия, медицина и поначалу неотделимая от медицины физика) и спиритуалистических (медицина, электричество и магнетизм как предмет будущей физики) опытов. В рамках этой программы до сих пор ведут работу розенкрейцеры, сформулировавшие свою задачу как синтез науки, искусства и религии на основе христианства еще при своём возникновении в XIII веке. В силу этого и решающаяся те же задачи теософия, традиционно придерживающаяся восточных систем космологии и космогенеза, обнаруживает тесную связь с движением розенкрейцеров. Известны слова К.Х. и М., соавторов возникшей в трудах Блаватской теософии, о том, что программа розенкрейцеров в рамках христианства является наиболее близким к теософии направлением западной мысли [9]. В качестве системы взглядов, представляющих позицию розенкрейцеров, мы будем брать работу М.Генделя “Космогонические концепции” [5].

            По Генделю Космос состоит из слоев, иерархия которых изображается на диаграммах снизу вверх и называется традиционным для христианства термином: “лестница Иакова”. Каждый расположенный выше слой является вместилищем для всех ниже расположенных слоев и не только охватывает их собой, но и проникает собой каждую их точку. Однако корреспондирует он только с ближайшем к нему слоем. Чтобы эту корреспонденцию разобрать, каждый из слоев делится на два подслоя — тоже на верхний и нижний; нижний подслой называется “веществом”, а верхний — “эфиром”. Так вот связь слоев осуществляется через “отражение” вещества верхнего слоя в эфире нижнего. Внутри каждого слоя эфир омывает свое вещество в соответствии с общей логикой верх-низ. Слои всего Космоса как целого тоже разделяются на две группы: на “космические планы”и “космические миры”. Космические миры являются подразделениями самого нижнего космического плана, плана вещества. Каждый из слоев вещества этой иерархии пересекает наш трёхмерный мир по некоторому шару, сфера которого очерчивает вполне определённый объем видимого космоса. Первый из “планов” очерчивает Галактику, а последний из “миров”, который корреспондирует с первым из планов, очерчивает нашу Солнечную систему. Первый, самый нижний план населен “звездными гениями” — духами звездных систем нашей Галактики, среди которых конечно есть и наш, “солнечный”, гений, который и отражается в эфире последнего, самого верхнего мира и является тем, кого мы называем “Богом”.

            В этой системе вложенных сфер нетрудно узнать и “идеальные сферы” Платона и “сферы совершенства” христианской теологии, которые поэтически описаны в каноническом для христианства произведении Данте, это и “ноосферы” Тейяра де Шардена [11]. Такая же конструкция появляется и у Махатм, когда они пишут Синнету о том, что не знают никого выше Солнечного Логоса, а непосредственно общаются с Дхиан-Коганами, Планетными Гениями или Логосами. Поэтому когда Синнет в “Эзотерическом буддизме” [3] рассматривает традиционную для христианской теологии иерархию глобусов, он не встречает со стороны Махатм ничего, кроме уточняющих комментариев. Дело в том, что в основании и буддизма и йоги лежит общая философская система санкхьи. Санкхьяики делят мироздание на слои по степени грубости и тонкости. Всю эту иерархию “тонких материй” (“тан-матр”) венчает непроявленный абсолют (“пуруша”), т.е. “чистый дух” в западной терминологии. Так же поступает и Гендель. Он различает слои по плотности и увенчивает их абсолютом (то, что лежит выше самого верхнего из космических планов, а значит то единство, которое объемлет и проницает собой весь Космос, все его планы и миры). Таким образом мы видим, что отличие в схемах чисто терминологическое. Более того, Гендель принимает 7-ричные подразделения, как это характерно именно для индийских систем, а не 9-ричные, типичные для европейской каббалистики, а значит для большинства западных оккультных школ (сравнение этих подходов см. в [10]). Перейдем к краткой характеризации числовых разложений в генделевской космологии.

            Генделевское мироздание состоит из 7 планов и 7 миров, т.е. из 14 слоев. Каждый слой в свою очередь разделяется на 7: на 4 эфира и 3 вещества (такая же схема 7 = 4+3 используется и у Блаватской в “Тайной Доктрине”). Верхний эфир каждого слоя корреспондирует с первым объемлющем его слоем через нижнее вещество этого слоя. Космогенез рассматривается Генделем, как и Блаватской, только для Солнечной системы, то есть для миров. Три верхних мира Гендель относит к Духу, три нижних — к Материи, а самый нижний эфирный слой, который оказывается в середине схемы, отражает Дух в Теле Космоса.

            Теперь от космологии перейдем к космогенезу, то есть к тому, каким образом развилась у Космоса такая структура. Именно в космогенезе — отличие теософии от религиозной космологии, и именно это объединяет теософию с наукой. Как и в теософских первоисточниках [2,9], космогенез у Генделя состоит из Периодов, а каждый Период — из Космических Дней и Космических Ночей. Каждый Космический День (Манвантара — по теософской традиции) делится на инволюцию (нисхождение Духа в Материю, в Тело Космоса), эпигенез (обретение воплощенным в Тело духом свободы от Тела) и эволюцию (восхождение Тела обратно в Дух). Под влиянием нижнего из космических планов самый верхний из миров подразделяется на духов нашей звездной системы (Гендель называет их “человеческими монадами”), которые и являются исходной причиной развития по кругам космических циклов, и начинают формировать себе всё более плотные тела и опускаться таким образом в более плотные миры.

Это движение инволюции в каждом из циклов оканчивается в последнем из слоёв вещества, где движение приостанавливается для обретения свободы телесно воплощёнными существами (монадами), а значит — сознания и самостоятельности, и это обретённое сознание, утончаясь, меняет свою плотность и таким образом возвращается в верхний из эфирных слоев в обратном эволюционном движении, модифицируя его таким образом, чтобы сделать возможным инволюционный спуск в ниже расположенные слои вещества. Сама модификация происходит во время Космической Ночи (Пралайя — в теософской традиции), наступающей с окончанием эволюционного движения. Все подразделения периодов и циклов, как и подразделения планов и миров, Гендель по-прежнему ведет по 7-кам, однако вряд ли стоит относиться к этому слишком серьезно, поскольку конкретные числа, касающиеся подразделения единств на множества и периодов развития на циклы всегда считались сокровенным знанием и тщательно скрывались от посторонних [1].

Все эти повторяющиеся по той же логике нисхождения и восхождения заканчиваются нисхождением в самый нижний и самый плотный из слоев вещества, где идёт развитие сознания человека (как мы знаем его сейчас) и начинается его обратное эволюционное восхождение в менее плотные миры. Первый период Гендель, в соответствии с западной эзотерической традицией, называет Периодом Сатурна, а тот, который проходим мы в настоящее время, Периодом Земли. Интересно, что инволюционную и эволюционную ветвь этого Периода Гендель называет именами Марса и Меркурия, то есть тех планет, которые отмечают вехи настоящего момента эволюции в теософском знании [2,12].

            Период Земли отвечает настоящей стадии развития материальной Вселенной. Сознание человека, по мере роста его свободы и вытекающей отсюда ответственности и дисциплины, начинает рефлексивно различать все менее и менее плотные миры, и отождествляет материю этих миров с субстанцией собственных страстей, чувств, мыслей, идей и т.д., составляя себе таким образом представление о том, куда ему придется эволютивно возвращаться. В соответствии с этой чисто человеческой рефлексией Гендель именует миры в восходящем порядке следующим образом: химический слой физического мира, эфирный слой физического мира (прана), мир желаний (акаша и кама), мир конкретной и мир абстрактной мысли (нижний и верхний манас), и наконец миры жизненного духа (буддхи) и миры божественного духа (атма). Мир конкретной мысли (нижний манас), куда приводит самый первый цикл нисхождения, Гендель называет Разумом. Самый же последний цикл, который мы проходим в настоящий момент, имеет Разум в качестве своей высшей точки.

            В скобках приводятся названия миров, которых придерживается Блаватская в “Тайной Доктрине”, а вслед за ней вся теософская традиция. Нетрудно заметить полное соответствие этих схем. Гендель в анализируемой нами книге [5] (т.II, с.37-38) явно ссылается на «такие ценные работы по эзотерическому знанию, как “Тайная Доктрина” Е.П.Блаватской и “Эзотерический Буддизм” А.П.Синнета, представляющие широкой публике учения Восточной Мудрости». У Генделя Мир Конкретной Мысли или Нижний Манас — это мир вещества, а Мир Абстрактной Мысли или Верхний Манас — это мир эфира, духа или чистой субъективности. Слои Высшей Объективности, или три нижних космических плана, корреспондируют со Слоями Нижней Объективности, или тремя нижними мирами, через 4 слоя субъективности, или 4 слоя эфира. Если говорить о пространственных масштабах, Мир Абстрактной Мысли (верхний Манас) — это первый сверху слой, который обслуживает только нашу Землю из всех планет Солнечной Системы, а миры жизненного и божественного духа (Буддхи и Атма) по масштабу относятся к Солнечной Системе в целом.

            Переходя к сопоставлению схем космогенеза в оккультизме и эволюционных теорий в естественных науках прежде всего необходимо отметить, что во всех оккультных схемах (Гендель тут не исключение) об эволюции человека начинают говорить ранее того, как на Земле появилось первое органическое вещество. Так Гендель, рассматривая первый цикл космогенеза (Период Сатурна), говорит об эволюционном восхождении человека из мира Разума к миру Божественного Духа (нижняя и верхняя точка того космического цикла, который отвечает этому Периоду). Несмотря на то, что мир Божественного Духа пересекает видимую трех-мерную Вселенную по шару, в объеме которого заключено вещество солнечной системы, остается совершенно неясным, какой стадии планетообразования из протосолнечной небулярной туманности отвечает завершение этой первой стадии развития человеческого духа. Гендель лишь делает пояснение, что нельзя соотносить названия циклов по планетам с самими, известными из астрономии, планетами, поскольку названия циклов связаны с астрологией в той её части, которая не совпадает с астрономией.

Более того, в силу антропоцентризма большинства оккультных схем, оккультные источники и не интересуются таким соотнесением, поскольку считают, что отсчёт развития человека в мире вещества (в химическом слое физического мира — по Генделю) начинается с пробуждения сознания в нашем обезьяно подобном предке (см. дискуссию Синнета с К.Х. по поводу теории Дарвина в [9] и изложение Синнетом итогов этой дискуссии в [3]), и вообщем-то для человека безразлично, как мир вещества развивался до этого момента. Это же безразличие касается и остальных шести миров до появления в них человеческого сознания. То есть каким образом, говоря языком оккультизма, подготавливали Высшие Иерархии космических планов химический слой физического мира до появления первой обезьяны с начатками сознания на планете Земля, — остается вне поля интересов оккультизма, а значит и без систематического рассмотрения в оккультных доктринах.

            Здесь уместно сделать первое замечание о принципиальных разногласиях между оккультизмом и наукой. Если наука считает, что сознание не существовало до его пробуждения в нашем обезьяноподобном предке и интересуется развитием вещества с самых первых моментов его появления и от этого момента строит космогенез, то оккультизм считает сознание появившимся гораздо ранее и в основном интересуется только им. Нас же будет интересовать космогенез всех видимых и невидимых подразделений Космоса с момента появления в нем вещества и по настоящее время, и соотнесение эволюции (а возможно — и инволюции и эпигенеза) всех его слоев. В соответствии с этим мы вынуждены передвинуть начало отсчёта развития вверх по генделевской схеме, распространив наши интересы на неопределенный ряд космических планов. В отличии от теософских схем, которые ограничивают классификацию слоёв Космоса Солнечной системой, космологическая схема Генделя, ориентирующаяся на западный менталитет и достижения науки первой половины ХХ века, позволяет это сделать.

Гендель утверждает, что нижний космический план населен звездными гениями, а значит по нынешним представлениям отвечает нашей Галактике в ее развитом в смысле дифференциации на звезды и планетные системы состоянии. Наблюдательная астрономия говорит нам о том, что удалённые галактики распределены в материальной Вселенной с равномерной плотностью, хотя и есть основания выделить особенно плотные скопления галактик, состоящих из нескольких десятков штук, аналогичных планетным системам вокруг звёзд; эти скопления галактик были названы матагалактиками [1]. Сейчас считается, что более крупных объединений в мегамире нет, и метагалактики равномерно распределены по пространству Вселенной, что дает основание рассматривать крупномасштабную структуру мегамира как пустоту, заполненную газом метагалактик (Это и есть модель пылевидной материи, которая используется в большинстве моделей эволюции Вселенной, определяя правую часть уравнений Эйнштейна, позволяющих современной астрофизике говорить об эволюции Вселенной).

Если это так, то мы вынуждены распространить наши интересы еще на два плана генделевской схемы, которые пересекаются с нашим трех-мерным пространством по шарам, чьи сферы очерчивают метагалактики и так называемый “горизонт событий”, который очерчивает ту часть мегамира, из которой мы получаем информацию с помощью электромагнитного излучения всех диапазонов длин волн, то есть ту часть, которая доступна наблюдательной астрономии наших дней (так называемая “видимая Вселенная”). Второй снизу космический план в соответствии с логикой Генделя мы должны населить “гениями метагалактик”, а третий снизу космический план — “гением наблюдаемой Вселенной” и возможно еще неопределенным числом духов, курирующих Вселенные, подобные нашей, существование которых активно обсуждается в настоящее время в монографической литературе (в связи с наборами разных по величине констант фундаментальных взаимодействий в каждой из таких Вселенных).

            Следует отметить, что если структура космических планов повторяет структуру космических миров (на которые разбит самый нижний космический план), то три снизу космических плана должны отвечать трем планам вещества, а четыре следующих за ними космических плана — планам эфира (по схеме 7 = 3+4, перенесенной с миров на планы), а значит планами планетных систем, планами звездных систем (галактик) и планами матагалактик должны ограничиваться подразделения уровней вещества в космических планах, и Гений нашей видимой Вселенной подводит Единство под всю совокупность планов и выводит нас на следующий по иерерхии уровень Космоса, о котором ни наука ни оккультизм в настоящее время не могут сказать ничего определенного. Так  и оказывается в схеме Генделя.

            В Теософии нет “планов”, то есть слоев материи и духа, объективности и субъективности — более масштабных, чем Солнечная система, хотя Блаватская и говорит о 3-х Логосах, но эти Логосы тоже, тем не менее, лежат в пределах того Космоса, телом которого оказывается Солнечная система, поэтому схема Генделя предпочтительнее для сравнения с современным научным взглядом на Вселенную. Что касается пределов Солнечной системы, то есть нижнего космического плана (Абсолюта нашей Солнечной системы), разбитого на иерархию миров (иерархию субстанций этого Абсолюта), то Гендель выделяет для неё следующие фазы космогенеза (эти фазы он и называет вышеупомянутыми Периодами): Сатурн — формировавние в материи протосолнечной небулы эфирных глобусов, прикреплённых к лайя-центрам будущих планет; Солнце — формирование отдельных планет и Солнца и их геосфер; Луна — развитие всевозможных форм жизни на планетах (от бактерий растительной и животной природы до млекопитающих животных, покрытосеменных растений и чешуйчатокрыльчатых насекомых на земном глобусе); Земля — развитие разумной жизни на планетах.

            В теософском знании [2,9] Периоды Генделя отвечают Большим Кругам, пронумерованных цифрами от 1 до 7; Сатурну отвечает 1-ый Большой Круг, а Земле — 4-ый; 5-ому и 6-ому, ещё не пройденным человечеством Большим Кругам, Генделем, в соответствии с западноевропейской эзотерической традицией, присвоены имена Юпитера и Венеры (как хорошо известно, об этих планетах много говорила Е.И.Рерих: см., например, [13]). В [9] К.Х. и М. деликатно подчёркивают, что “малые и большие круги” — это словообразования Синнета и Хьюма, а вовсе не названия, принятые в восточном эзотеризме; несмотря на это Махатмы находят их вполне пригодными для обсуждения Космогонии. Следует заметить, что каждый глобус проходит две эфирных (элементальных) фазы, фазы минеральной (геосфера), растительной  и животной (биосфера) и человеческой (ноосфера) жизни, а также две богочеловеческих фазы. Были растения, животные, человек и богочеловечества и на лунном глобусе, который непосредственно предшествовал земному.Подобно разбиению на Большие и малые Круги в Теософии, Гендель разбивает фазы космических циклов на Периоды и Циклы .

            Чтобы продвинуться еще на шаг в нашем сопоставлении научных и эзотерических взглядов на эволюцию, обратимся вновь к тому циклу космогенеза в генделевской схеме, нижняя точка которого расположена в химическом слое физического мира (Период Земли) и рассмотрим подробнее слои этого цикла. К ним относится слой вещества и эфира физического мира, мир желаний и мир конкретной мысли (физическая материя, прана, акаща, кама и нижний манас). Мир Абстрактной Мысли (Верхний Манас) патронирует все слои, учавствующие в 4-м Большом Круге (Периоде Земли — по Генделю), и является верхней точкой цикла. По структуре в настоящем исследовании нас особенно будут интересовать химический и эфирный слои физического мира. Химический слой физического мира состоит у Генделя из трех фазовых состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного.

Это — хорошо знакомый науке объект, и поскольку Гендель, опять-таки в традициях оккультизма, начинает рассмотрение физического мира с минерального царства, в этом трехфазном веществе мы легко узнаем предмет химической термодинамики: гетерогенное многофазное вещество, рассмотрение которого составляет основу геохимии и геофизики. Надо только иметь в виду, что геосфера Земли состоит из разных веществ, каждое из которых в условиях Земли находится в своем агрегатном состоянии [15]. Далее Гендель утверждает, что разница между минералом, растением,  животным и человеком заключается в том, какой именно эфир из четырех эфиров эфирного слоя физического мира (нижний, физический мир, у Генделя разбит, как и все слои, по схеме 7 = 3+4, на 3 вещества и 4 эфира; 1-му космическому плану Генделя отвечает 1-ый Логос в “Тайной Доктрине”, мирам — 2-ой Логос, а слоям нижнего мира — 3-ий Логос) преимущественно проявляет свою активность в веществе.

Как и наука, оккультизм (или – эзотерика) строит свою логику на причинно-следственных отношениях. Однако если наука стремится свести причины всех явлений к свойствам фундаментальных физических сил, в оккультизме гораздо больше независимых причин, и каждый верхний слой в генделевской космологии является причиной для нижнего; причиной всех причин является Абсолют или Бог, Гений видимой Вселенной. Такая позиция традиционна для всей христианской теологии, в рамках которой выстраивает свою ноосферную метафизику Тейяр де Шарден, и языка которой старается придерживаться Гендель.

            В эфирной концепции Генделя ученый легко опознает оставленный наукой витализм: существование особого рода сил, которые отвечают за жизненность косного вещества, которое мы обнаруживаем в составе органической материи. У Генделя таких особых сил даже не одна, а четыре. Самый нижний эфир является причиной ассимиляции-диссимиляции, следующий отвечает за сохранение формы и передачу ее по наследству (за простое и расширенное воспроизводство живых организмов, то есть за иммунитет и размножение), третий эфир — за энергетику биохимических процессов, связанную с ассимиляцией солнечного тепла и за производство тепла у теплокровных животных и человека, а четвертый — за специфическую способность к  индивидуальной памяти, характеризующую  условно- рефлекторное поведение. Но и этого оказывается недостаточно, и для активизации этих эфиров в теплокровных животных Гендель привлекает мир Желаний, а в человеке — мир Конкретной Мысли.

            В связи с этим необходимо остановиться еще на одном важном терминологическом отличии оккультизма и науки. Если в науке последовательность минерал-растение-животное-человек связывается с эволюцией, то для оккультизма эта последовательность инволюционна, а эволюция начинается только после реализации потенций сознания в человеке и обретения человеком относительной свободы от органической и неорганической природы на этой основе. Дело в том, что в оккультизме развитие (космический день) начинается со слоя, который является результатом подведения итогов в предыдущем цикле развития во время периода, называемого космической ночью. Таким образом есть материал — нижние планы или миры, и есть план обработки этого материала в верхнем по отношению к этим слоям слое (верхняя точка цикла).

В Периоде Земли, в середине которого мы сейчас находимся, существует план появления разума в человеке и этот план стал причиной (“конечной причиной” — в терминологии схоластов) появления растений, животных и нашего обезьяноподобного предка. Сознание из слоя Разума нисходит в нижние слои и в каждом из слоёв формирует “проводник”, через который оно проявляется в этих слоях; проводник, через который проявляется сознание в химическом слое физического мира — это человеческий мозг, а точнее — кора больших полушарий головного мозга. Все эти “проводники” формируются внутри так называемых “аур” или уже рассмотренных нами ранее “сфер”, которые являются областями пересечения “причинного” слоя с нижними, подследственными ему слоями. Это те области, в которые заключается то косное вещество, из которого формируются проводники, а потом поддерживаются в устойчивом состоянии сформировавшим их причинным духом на то время, которое необходимо для проявления потенций этого духа в среде данного слоя.

Так например, Солнце и планеты, известные из астрономии, являются проводниками, формируемыми “солнечным гением” внутри очерченной сферой области трехмерного пространства (области Солнечной системы), где он реализует в этих проводниках свои потенции внутри физического мира, и открывает таким образом дорогу для реализации потенций своим “детям”, которыми являются человеческие сознания. Как говорит Гендель, формирование эфира и вещества нижних слоев идёт по линиям причин из верхних слоев.

            На первый взгляд точка зрения науки на тот же вопрос обратная. Есть косное вещество и слепые, лишенные жизненности, разума и вообще какой-либо ориентации силы, которые реализуют свои характеристики через ряд устойчивых форм скрепляемого ими косного вещества за счёт случайного сближения очередной порции таких устойчивых форм, благодаря чему проявляются характеристики все тех же сил, что приводит к формированию новых, более сложно организованных и более разнообразно в силу этого функционирующих форм, пока этот ряд форм, называемый эволюционным рядом, не приводит нас к появлению коры больших полушарий мозга у обезьяноподобного предка, функционирование которой и проявляется как феномены сознания. Все эти феномены, как и более простые и фундаментальные для человеческих существ феномены памяти, поддержания и регулирования тепла, размножения и метаболизма не нуждаются ни в каких особых силах и вызывающих их причинных эфирах, охватывающих те или иные по величине объемы трехмерного пространства, внутри которых осуществляется их влияние, а вызваны сочетаниями все тех же частиц косного вещества и обусловлены характеристиками действующих между ними сил, одинаковых в звезде, планете, камне или в любом органическом существе.

            В 60-х годах XX столетия, когда физики свели все взаимодействия к четырем фундаментальным (гравитационному, электромагнитному и двум ядерным — слабому и сильному), а все вещество построили по-существу из четырех частиц (протона, нейтрона, электрона и нейтрино), и активно приступили к созданию астрофизической космологии на этой основе, был сформулирован принцип, получивший название “антропного принципа”: количественные характеристики фундаментальных частиц и фундаментальных сил должны быть таковы, чтобы рано или поздно среди устойчивых форм вещества в такой Вселенной появился человек, наделенный разумом, благодаря которому он оказывается в состоянии познать эти фундаментальные законы. Это вполне разумное требование к теории лучше любого другого формулирует установки и программу всего научного естествознания в целом.

            Вернёмся к третьему снизу космическому плану в схеме Генделя, который в соответствии с оккультными установками пересекается с видимой Вселенной по “горизонту событий”, т.е. охватывает все, что может наблюдать современная астрономия. Получается парадоксальная вещь: если мы продвинемся еще на несколько планов вверх по генделевской схеме или возможно даже останемся на третьем снизу плане, установки физической космологии один к одному совпадут с космологией Генделя. Это заметили и физики, поэтому в последнее время их интерес к древним космогониям, особенно индийским и китайским, сильно возрос [14]. В настоящее время разногласия между оккультизмом и наукой следует выяснять совсем в другом ключе: не “был или не был план развития у нашей Вселенной” (ясно, что он был), а “чем он обусловлен и как далеко он простирается вверх по эволюционной лестнице устойчивых материальных образований”.

Оккультизм считает, что сознание и жизненность изначально присущи космогенезу, т.е. настаивают на особого рода “психических” и “витальных” силах, которые и обуславливают наличие плана построения Вселенной. И более того, во многих оккультных доктринах, к числу которых относится и концепция розенкрейцеров, излагаемая Генделем, считается, что эволюционное развитие устойчивых форм вещества не идёт “на одном дыхании”, как полагает наука, а нуждается в ряде остановок, во время которых “сознательные” и “витальные” силы подводят итоги очередного этапа развития и строют план следующего этапа, а также порождают для претворения этого плана в материю специально предназначенные для его реализации силы той же природы.

            Наука же предпочитает держаться “слепых” и “мёртвых” сил, не меняющих своих характеристик в ходе развития, откуда следует, что развитие идёт “на одном дыхании”, а его качественно-различные этапы классифицируются по устойчивым формам вещества. Для объяснения возникновения таких форм, наука вынуждена пользоваться “логикой малых вероятностей”, которая становится все более сомнительной по мере того, как мы переходим к формам со всё более сложной организацией, например — к происхождению жизни или появлению сознания у человека.

            Именно с сомнения естествоиспытателей в правомерности чисто-научной программы познания природы и начинается ноокосмология, предложенная независимо Вернадским и Шарденом. В 30-х годах Вернадский со всей остротой поставил вопрос о недостаточном философском обеспечении естествознания, несмотря на появление диалектического материализма, наиболее ярко и последовательно формулирующего эту чисто-научную программу в логике иерархии форм самодвижущейся материи [15]. В ключе “чудесных невероятностей” построил свою философскую программу Тейяр де Шарден, возродивший на новой основе концепцию вложенных сфер христианской теологии, и поставивший вопрос о существовании “точки Омега” [11] в эволюционном развитии, или даже возможно целого ряда таких “точек Омега”, отвечающей каждой из сфер космологической схемы. Шарден считал, что человеческое мышление с созданием синтетического знания станет способно вносить порядок в универсум. Этой кульминации человеческого развития в оккультной схеме Генделя соответствует эволюционные фазы Периода Земли (6-я и 7-я Расы или Малые Круги 4-го Большого Круга по теософской классификации) с переходом к Периоду Юпитера (за которым следует Период Венеры).

             Следует заметить, что терминология Шардена легко переносится на оккультное знание. Хотя Шарден говорит всего об одной “точке Альфа” (её он связывает с Большим Взрывом, началом Видимой Вселенной) и одной “точке Омега” (кульминация развития прогрессирующего человечества, с которой Шарден связывает ту точку христианской периодики истории, которая отвечает Второму Пришествию Христа), исключительно о “конвергенции” (схождении к единству) всех организаций материи к духовной “точке Омега”, “точку Альфа” и “точку Омега” можно связать с началом и концом каждого космического цикла оккультной космогонии, а процесс развития по логике космического цикла (инволюция-эпигенез-эволюция) обозначить понятиями “дивергенции” от точки Альфа и “конвергенции” к точке Омега. Чтобы противопоставить теологический взгляд на природу (“спиритуалистический”, как говорит Шарден, т.е. духовный) научному взгляду (“материалистическому” — по Шардену) Шарден различает “радиальные” и “тангенциальные” энергии. “Радиальные” (или духовные) энергии отвечают силам схождения  к единству, конвергенции “сфер” или “слоев” Космоса по радиусу к центру всей иерархии сфер (глобусов) — Богу (находящемуся в мире Божественного Духа “Солнечному Гению” в космологии Генделя).

По мысли Шардена “радиальная причинность” должна поправить мизерно малые вероятности, которые связывает наука с появлением очередных форм вещества со все более и более сложной организацией. Эти малые вероятности вызваны тем, что наука знает только “тангенциальные” силы, скрепляющие уже вполне развившиеся элементы материальных структур, пересвязывающие горизонталь мира и не выводящие на его вертикаль. Наука знает только внешнее и не знает внутреннего, изучает план “чистой объективности” и не замечает определяющей роли “чистой субъективности” (в терминологии Махатм и Блаватской). Внутреннее и внешнее, дух и материя постоянно развиваясь по логике космических циклов выходят на равновесие, оттолкнувшись от которого развиваются дальше. Вот эту статику равновесия духа и материи, проявляющуюся в материи в виде детерминизма тангенциальных сил, и исследует научное познание, не замечая роли “инициальной” (отвечающей за дивергенцию от точки Альфа) и “финальной” (отвечающей за конвергенцию к точке Омега) причинности в организации природы.

 Литература

1. Вейнберг С. Гравитация и космология. — М.: “Мир”, 1975.

2. Тарасов Б. Н. Паскаль, серия “ЖЗЛ”. — М.:  “Молодая гвардия”, 1979.

3. Синнетт А. П. Эзотерический буддизм. — М.:  “Золотой век”, 1992.

4.  Блаватская Е. П.  Тайная Доктрина. т.I. — Рига:  “Угунс”, 1991.

5. Гендель М. Космогонические концепции розенкрейцеров. т. I и II, серия “Четвёртый путь”. — M., 1993.

6. Философско-религиозные истоки науки/Под ред. П. П. Гайденко. — М.: “Мартис”, 1997.

7. Вариационные принципы механики/Под ред. Л. С. Полака. —  М., 1959.

8. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995.

9.  Письма Махатм. — Самара:, 1998.

10. ГОМ. Энциклопедия оккультизма. т. I. —  М.: “Avers”, 1992.

11. Тейяр де Шарден П.  Феномен человека. — М.: “Наука”, 1987.

12. Храм Человечества. — М.: “Дельфис”, 2000.

13. Фосдик З.Г. Мои Учителя. — М.: “Сфера”, 1998.

14. Капра Ф. Дао физики. — СПб.: “Орис”,  1994.

15. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.:  “Наука”, 1988.

Скачать статью в формате .doc BORISOV_KOSMI4ESKIE ZIKLY

 

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.