ДОКЛАД «Образ Богини-Матери в Древнем Египте» (Сентябрь 2013)


8 сентября 2014 года прошло 21-ое научное заседание нашего клуба. Доклад, который обсуждался на заседании клуба, был сделан Надеждой Еринской на тему «Образ Богини-Матери в Древнем Египте».   Предыдущие доклады автора были посвящены онтологическим аспектам мировоззрения Древнего Египта в сравнении с другими дохристианскими культурами (см. ссылки ниже).

Всем известны многочисленные имена египетских богов и богинь. Но когда речь заходит об их функции, связи с другими богами и значении — здесь пока наука не даёт целостной картины мировоззрения древнего египтянина, хотя попытка систематизации мифов Древнего Египта, была проведена  И. Раком, Я. Липинской и М. Марциняком. Но пока эта работа не объясняет особенности древнеегипетской религии, её главных направлений и стержней, концепций. Поэтому данным докладом были поставлены проблемы исследования в этом направлении, а так же выделены особенности древнеегипетской религии, такие как образ Богини-Матери и её место по отношению к мужскому божеству в пантеоне богов

В своём труде «Душа и миф. Шесть архетипов» [Юнг, Душа и миф, с. 211] Карл Густав Юнг пишет: «Понятие Великой Матери принадлежит к области сравнительной религии и охватывает   множество разнообразных типов… Очевидно, этот символ произошёл от архетипа матери…». Здесь Юнг отмечает неопределённость в мифологии образов Богини-Матери, их полевариантность. Яркий тому пример – неопределённость материнского начала в христианстве. Это и Богоматерь, и Святой Дух, и София-Премудрость гностиков. Всё это не в последнюю очередь обусловлено местом женского начала в Ветхозаветной мифологии. Это та «глина», из которой Бог-Творец (мужское начало) «лепит» все формы материального мира (включая и человеческую форму), после чего вдыхает в них жизнь. То есть, сообщает пассивной материи духовное начало. Это резко противоречит мировоззрению так называемого «язычества», для которого архетип Материнского Женского Начала справедливо занимал равное место рядом с мужским архетипом бога-Отца или бога-Сына, а порой и особо выделялся. 

Триада Абидоса

На археологическом, этнографическом и религиозно-мифологическом материале была показана многочисленность образов Богини-Матери в Древнем Египте, занимающем равное положение рядом с образом Бога-Отца и мужским архетипом божества вообще. Так же было показано, что образ Богини-Матери был значим для всех так называемых дохристианских культур, следы существования которых археологи находят по всему миру, и древность которого относится уже к неолитическим слоям древних культур.

Так же, на основе многочисленности женских образов богинь была предложена попытка систематизации разрозненных многочисленных образов богов Египта и сделан вывод о важности женского материнского начала в их синтезе.

Готовится статья. Следите за нашими новостями. Предлагаем ознакомится с другими материалами по этой теме.

 

Материалы по теме:

Доклад «Женский образ Солнечного Ока в древнеегипетской мифологии» (апрель 2013)

Статья. Шеркова Т. А. Образ Ока солнечного бога в древнеегипетских религиозных представлениях: культурно-исторический и психологический аспекты.

Доклады автора:

Доклад «Общие онтологические аспекты мировоззрения древних египтян и древних славян» (май 2012)

Доклад «Звонкие клавиши миров иных» (декабрь 2012). Общие онтологические аспекты мировоззрения древних египтян и Доколумбовой Америки.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.