Доклады «Корни древнеегипетской религии в иудаизме и христианстве» (март и май 2013)


Тема сходства ряда ветхозаветных образов и текстов с более ранними текстами и представлениями то и дело всплывает в научной литературе уже более сотни лет. Чего стоит один только «Фольклор в Ветхом Завете» Дж. Дж. Фрэзера (1918). Египтологи же обнаружили текстовые сходства между древнеегипетскими текстами и фрагментами из Ветхого Завета ещё раньше. Доказать заимствование так и не удалось, но ряд поразительных сходств продолжает будоражить умы исследователей. Эта тема стала предметом обсуждения на мартовском заседании Клуба. Религиовед А.И. Тюрин рассказал о текстовых сходствах, описанных М.А. Коростовцевым, а также предположительных влияниях некоторых египетских образов на христианские, выраженных знаменитой французской исследовательницей, египтологом К. Дерош-Ноблекур. Помимо литературного обзора автор доклада предложил иной подход к обозначенной проблеме.

Священное может принимать разные формы в зависимости от культурных особенностей, но каждая его единица сначала возникает где-либо на уровне концепции, проявляется в форме, а затем может воспроизвестись в рамках иной цивилизации или культуры. Так можно предположить, что еврейский бог Яхве являлся лишь воспроизведением древнеегипетской концепции верховного всеобщего божества, коим на определённом этапе египетской истории стал бог Амун (греч. Амон).

Amun

Разумеется, Амун не был единым Богом, но и в оригинальном тексте Пятикнижия нет явного и недвусмысленного указания на единобожие. При этом имя Амун переводится как «сокровенный» или «сокрытый».

Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель». (Ис 45:15)

Согласно египетским историческим хроникам, таким как Туринский папирус и «Египетские вопросы»  Манефона, все основные государственные боги были первыми царями Египта. Каждый египетский царь имеет несколько имён, в числе которых тронное, а также тайное сокровенное имя. Вот и Яхве имеет много имён (Элохим, Адонай, Цабаот и др.), хотя собственно он не Яхве, а «тетраграмматон» ЙХВХ (правильное прочтение неизвестно). У Яхве есть тайное «непроизносимое имя» (шем га-мефораш).

Наконец, у Яхве есть жезл и посох — неизменные атрибуты египетских богов.

Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. (Пс 22:4)

Эти и многие другие аспекты составили содержание доклада. За докладом последовала оживлённая дискуссия, вопросы. С.К. Борисов отметил, что этим докладом мы только начинаем ислледование данной темы, к которой обязательно вернёмся на будущих заседаниях.

Обновление. Эту тему на майском заседании клуба продолжил историк Иосиф Зая. Его доклад был посвящён, главным образом, сходству древнеегипетских традиций с раннехристианскими символами, идеями и образами. Широкий спектр сходств касается, разумеется, коптской церкви. Здесь и сходство фаюмских портретов с иконами, и символ креста и анх на коптских надгробиях. Также было отмечено сходство цветовых решений в египетской и раннехристианской канонике и много других аспектов. Доклад прерывался частыми обсуждениями и поэтому растянулся на несколько часов. Мы надеемся, что автор оформит доклад в публикацию.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.