ГИПОТЕЗЫ ЕГИПТОЛОГИИ (СИМВОЛИЗМ В ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН: РИТУАЛ): КУДРЯВЦЕВА Н. И. ЭТАПЫ МУМИФИКАЦИИ


Символические традиции в жизни древних египтян

Автор статьи Н. И. КУДРЯВЦЕВА, врач-рентгенолог,  член клуба «Ахет», ведущая рубрик «Символические традиции в жизни древних египтян» и «Взгляд на сложное строение человека»  раздела «Гипотезы Егинтологии» .

Этапы мумификации

Н. И. Кудрявцева

 

Во все времена на мумий смотрели с ужасом, смешанным с любопытством. Быть может потому, что они позволяют взглянуть в лицо смерти.

Впервые слово «мумия» появляется в греческом (византийском) и латинском языках примерно в тысячном году Новой эры. Происходит слово «мумия» от арабского «битум» или «нечто пропитанное битумом», – так открывает этимологию слова «мумия» египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX века.

Мумификация – это сложный процесс консервации плоти из тела умершего, в который входило также и бальзамирование – метод предотвращения гниения трупа с применением особых душистых веществ – бальзамов. Мумификация была необходима для возможности человека возродиться в ином мире, чтобы все «компоненты» человеческого существа могли объединиться к вечной жизни. Для сохранения тела существовали веками отработанные правила – обряды мумифицирования.

В египетских источниках нет подробного описания этих этапов, и мы знаем методы мумификации только по второй книге «Истории» Геродота, который посетил Египет в середине V века до н. э. Он описывает три способа мумификации.  Четыре века спустя Страбон подтвердил эти сведения. И в 40-ом году до н. э. Диодор добавил уточнения.

Чтобы сохранить тело умершего человека и создать нетленную материю сах, удалялось всё, что подвержено гниению и разложению особенно быстро. Для этого использовались особые ритуальные инструменты.

 

Рис.1. Инструменты для бальзамирования

 

Специальным ритуальным ножом, который изготовляли из нубийского кремния, его использовал особый человек, которого Диодор назвал парасхитом (paraschistec) – «вспарывателем», по-египетски ути, –  выполнялся разрез на животе. Причём ути сразу убегал, чтобы его не успели побить камнями как человека нанёсшего повреждение плоти. Место положения этого разреза не является обязательным. Оно встречается слева, справа и посередине живота. На место разреза, после удаления органов из брюшной полости, накладывалась специальная охраняющая пластина, подобная золотой пластине Псусениса I (рис. 2) с изображением ока уджат и четырёх богов-охранителей – сыновей Хора (имена которых выписаны над ними, считая слева направо – Хапи, Имсети, Дуамутэф, Кебехсенуф).

 

Рис. 2. Золотая пластина Псусениса I, XXI дин. Каир, Египетский музей.

Удаление мозга стали практиковать с Нового царства. Для этого использовался специальный крюк и сосуд для масла, которое заливали через нос на место удалённого мозга в черепную коробку.

В процессе мумификации использовалось много различных материалов, таких как: ткань, опилки, лишайник, маленькие луковицы, нильская глина. Существует легенда, что со смертью Осириса Вселенную охватил хаос, в великой скорби боги оплакивали эту смерть, а слёзы богов превратились в материалы для мумификации его тела: воск, канифоль, ладан.

Мумификация происходила в специальном месте, которое называлось Уабет – «Чистое место» или Пер нефер – «Дом изначальной чистоты» или «Дом красоты». У жрецов, занимающихся бальзамированием, была строгая иерархия. Обычно работали впятером, олицетворяя разных богов. Главный был олицетворением Анубиса, этот жрец надевал специальную маску. Всё это связывалось с мифом создания первой мумии Осириса.

Очень важно отметить, что мумификация это не просто химический процесс, одновременно это и религиозный обряд.  Поэтому в мумификации принимали участие жрецы: «хранители тайн» – хери сешета, «писцы богов» – сеш нечер, «помощники Анубиса», «надсмотрщики над искусством (бальзамирования)» и прежде всего «жрецы чтецы» – хери хебы, декламировавшие над покойным предписанные обрядом тексты из священных книг. Были так же специалисты по обезвоживанию – тарихеут (taricheutes) и перевозчики – некротаф (necrotaphes).

 

Рис. 3. Маска Анубиса,  дерево,  картонаж [19, с.  30].

Начиная с III династии, внутренние органы удалялись, омывались пальмовым вином и специями, заворачивались в льняные пелены и размещались по канопам. Сердце, однако, оставляли внутри тела – считалось, что в нём сосредоточен разум умершего. Сердце управляло всей телесной и эмоциональной жизнью человека, было «его собственным внутренним богом», и, следовательно, человек не мог обойтись без него в царстве Осириса.

 

Рис. 4. Канопы фараона Псусениса II, XXII дин. Каир, Египетский музей.

Начиная со Среднего царства, крышки каноп стали выполняться в виде голов духов-охранителей – сыновей Хора: Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Амсети (рис. 2). Эти боги-охранители занимали исключительное место в заупокойной литературе. В «Текстах пирамид» они постоянно сопровождают усопшего фараона, помогая ему преодолеть испытания иного мира. В период Нового царства на канопах появляются надписи-заклинания, где в паре с духом-охранителем выступает конкретная богиня-охранительница.

По наблюдению египетских мыслителей всё из чего состоял человек, после смерти распадается на части. Но чтобы обеспечить вечную жизнь, должно произойти воссоединение тела со всеми «тонкими» составляющими, обеспечивающими жизнь человека. Такова составляющая ба, связанная с понятием личности человека, в виде птицы с человеческой головой, способная преодолевать грани миров. Для жизни ка – двойника, изображения, «жизненной силы» [19] человека строится гробница с многочисленными изображениями жертвенных даров. А чтобы рен не затерялось в веках, красочные иероглифы имени усопшего покрывают стены гробницы и саркофагов.

 Следующий этап мумификации направлен на высушивание плоти. Обезвоживание тела достигалось с помощью природного вещества натрона или натронного щёлока, смеси соли и соды, которое добывалось в засохших руслах притоков Нила – Вади Хаммамат, преимущественно располагающихся с востока от главного русла. Учёные до последнего времени спорили, как осуществлялось обезвоживание: с помощью раствора или сухого натра. Химики доказали, что это был сухой порошок. А на изображениях саркофага (рис. 5) 600 – 300 г. до н. э., хранящегося в музее Гильдесхайма, где подробно выписаны этапы мумификации, трудно об этом точно судить. Здесь видно, что отсутствует момент удаления органов и посыпания натроном, а сразу начинается омовение чистой «водой из Абу» – Элефантины [тексты папирусов Ринда или Эберса].

Рис. 5. Роспись саркофага музея Гильдесхайма, 600 – 300 г. до н. э.

 

Геродот свидетельствует, что в натронный щёлок тело погружали на 70 дней. Скорее всего, весь процесс мумификации длился всё это время. Существует мнение, что это связано с периодом, когда звезда Сириус – персонификация Исиды, не появляется на небе. Это время самой жестокой засухи на берегах Нила. В мифе именно это время потребовалось Исиде, чтобы собрать по стране разрозненные члены тела Осириса, создать первую мумию с помощью Анубиса и возродить бога к жизни. С первой слезой великой богини – с первого гелиакического восхода Сириуса (древнеегип. Сопедет) (19 июля по старому стилю) – начинается разлив Нила и возрождение страны и каждого усопшего.

 После обезвоживания тело обмывалось и пропитывалось бальзамами, чтобы придать ему гибкость и приобщить к сонму богов, главным признаком которых являлся приятный аромат.

Особое внимание уделялось обёртыванию полученной субстанции (считать её трупом уже было не возможно). Бинты из тонкого полотна достигали в длину сотни метров,  между отдельными слоями которых, согласно строгим правилам, помещались амулеты. С каждым амулетом связывалось определённое божество или мифический сюжет.

По предписаниям «Книги мёртвых» для создания мумии использовались различные амулеты для защиты определённых частей тела. Так на мумии Тутанхамона было найдено более 150 предметов. Форма их была весьма разнообразна: от изображения богов, их символов (Осирис и символ джед, Исида и узел тет, за Амона выступали два пера его короны атеф  и т. д.) и священных животных, посвящённых этим божествам (гусь – Геб или Ра, павиан –  Тот, кошка – Бастет и т. п.) до изображения ритуальных и повседневных предметов (таких как подголовник, систр – ритуальный инструмент богини Хатхор и позже Исиды) и даже жестов (два пальца в магическом знаке защиты – сетеп са). Наиболее распространённым амулетом был жук скарабей – хепри, персонификация утреннего возрождённого молодого солнца. Универсальным амулетом считался глаз уаджет. Его связывали с мифом борьбы Хора и Сета, когда Сет поразил Хора и растерзал его глаз. Бог Тот собрал глаз из частей (которые в языке обозначают целые дроби)  излечил и возродил к жизни. Уаджет считался универсальной жертвой, с помощью которой бог Хор вернул к жизни Осириса, своего отца.

Считалось, что именно это расположение амулетов создавало нужное воздействие на мумию. В качестве амулетов специально создавали или использовали необычные природные предметы, такие как, например, раковины каури Красного моря, которые применялись в ритуальном жреческом одеянии в виде пояса. Раковины напоминали увеличенные в несколько раз зёрна полбы  (пшеницы – основного продукта питания) и символизировали полноту жизни и достаток. Подобный пояс, найденный Де Морганом в Дахшуре среди украшений принцессы Сатхатхор в погребальном комплексе Сенусерта III (XII династия), хранится в Египетском музее Каира.

 

Рис. 6. Внутренний и внешний слои пелён с расположенными между ними амулетами.

На область сердца помещался особый амулет – сердечный скарабей с текстом 30-ой главы «Книги мёртвых». Являясь главным свидетелем на суде в Зале Двух Истин, сердцу отводилось особое место. В тексте сердечного скарабея испытуемый заклинает сердце: «Не свидетельствуй против меня как свидетель, не вставай против меня на Суде. Не перевешивай меня перед хранителем весов… Не выдумывай напраслины против меня перед Богом в присутствии Великого Бога – владыки Запада! Смотри! Благородство твоё – в оправдании», – ведь в ином мире сердце может быть под воздействием магии. В «Книге мёртвых», после этого изречения, следуют комментарии о том, что его необходимо поместить  в хат – тело человека. Далее следует упоминание, что это изречение найдено под ногами статуи бога Тота, написанным на медной пластине божественными письменами (иероглифами) во времена правления фараона Менкаура, IV дин., Древнее царство [3].

 

Рис. 7. Сердечный скарабей, XXVI дин. VII в. до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На каждом этапе мумификации заклинания убеждают умершего в целостности его тела, разрушение которого означало бы окончательную смерть. Параллельно с пеленанием читаются тексты: «Для тебя растения, выходящие из-под земли, лён, травы, которые возрождаются. Драгоценным саваном покрывают они тебя, предохраняя бинтами, заставляя расти под ними и принимать их форму…» [19, с. 33].

 

Рис. 8. Мумия Тутмоса IV, XVIII дин. Каир, Египетский музей.

Сохранились 2 копии текстов, читаемых при обёртывании пальцев рук и ног, относящиеся ко времени римского господства, найденные в фиванском некрополе. Там записано: «облачение в наконечники пальцев рук и ног золотыми наконечниками, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем левой руки… Во время этой процедуры следует произносить: “Осирис имя. Ты получил золотые наконечники – теперь пальцы и ноги твои из чистого золота. Сила Ра нисходит на тебя, она породила божественное тело Осириса! Ты пойдёшь своими ногами до прибежища вечности, ведь ты возродился и укрепился золотом”…» [19, с. 99]. Как ясно из этих слов, золото применялось не для роскоши, а для приобщения к божественному статусу.

Последней оборачивалась голова: «Второе помазание и пеленание головы. Натереть голову и рот маслами, чтобы “вернуть голову и вернуть лицо”. Обвязать пеленами Ра из Гелеополя. Кусок ткани Нехбет из Эль-Каба положить на макушку, Хатхор, богини Дендера – на лицо, Тота – разнимающего богов – на уши, Небет–Хетеп («Всё Умиротворяющая») – на затылок [гипоцефал – Н. К.]. При этом произносить: “Милосердная и Великая богиня Запада, Властительница Востока приди, проникни в Осириса в имени усопшего. Пусть он видит своими глазами, слышит – ушами, дышит – носом, говорит – ртом, пользуется языком, чтобы постоять за себя в Дуате!”» [19, с. 100; 32].

 

Рис. 9. Мумия в пеленах.

С эпохи Древнего царства (2700 – 2200 гг. до н.э.) совершенствуется процесс пеленания мумии, и начинают рисовать изображение лица на пелене. Создание погребальной маски начинается со Среднего царства. С периода XXI династии начинают «улучшать» внешний вид мумии: в глазницы вставлялись мелкие луковицы, а чтобы вернуть округлость лицу и телу, под кожу помещали глину, опилки или ткани.

 Помещённая в саркофаг мумия, после многочисленных ритуалов, уже не просто тело умершего человека – это нетленная материя сах – бог Осирис в имени усопшего. Считалось, что только при сохранении тела в виде мумии возможна была вечная  жизнь в Дуате. Саркофаг – это греческое название древнеегипетского гроба. В древнем Египте его называли ящик, по-египетски хен или неб анх – «владыка жизни». Создавался он для защиты мумии, именно для этого на нём изображались боги, писались заклинания. А для вечной памяти об усопшем многократно прописывалось его имя.

 

Рис. 10. Мумия Рамсеса II, XIX дин. Каир, Египетский музей.

На пороге гробницы выполнялся ещё более важный и загадочный ритуал «отверзания уст и очей». Причём ритуал этот был пространственно ориентирован и выполнялся с мумией, которая была помещена в саркофаг. Саркофаг устанавливался вертикально на песчаный холм лицом на восток. Специальными инструментами жрец сем в леопардовой шкуре дотрагивался до жизненно важных отверстий на лице и произносил заклинания, чтобы человек мог видеть и говорить. В 23-ей главе «Книги мёртвых», в описании ритуала «отверзания уст и очей», говорится: «Мои уста раздвинуты Птахом, его металлическим клинком, которым он раздвигает уста богов», а в главе 26-ой поясняется цель ритуала: «Мои уста, чтобы говорить».

 

Рис. 11. Папирус Хунефера, XIX дин. Лондон, Британский музей.

Через глаза происходило общение с богами. Они же – органы творчества, как в начале времён, когда мир зародился в зрачке бога Творца, который он замыслил в сердце своём и, увидев, произнёс вслух, создав момент воссуществования. Живой взгляд нужен был – чтобы, став богом в ином мире, человек мог творить и соучаствовать богам.

 

Рис. 12. Глаза статуи ка фараона Ауибра Хора (1750 г. до н. э.), Каир Египетский музей.

Именно в гробнице происходит воссоединение всех составляющих структур человека для обретения вечности. В гл. 191-ой «Книги мёртвых», в изречении, чтобы привнести душу к телу, звучит: «Соедините его ба с телом. Его сердце иб, как у Ра, его сердце хат, как у Хепри. Дважды чисты приношения твоему ка, твоему телу, твоему ба, твоей тени (шуит), твоей мумии (сах), о, Осирис в имени (рен) усопшего в Дуате навечно».

Долгое время идентификация мумий происходила в зависимости от её сохранности, метода применения мумификации и наличия иероглифов. Мумии XI династии обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии XII династии имеют чёрный цвет. Наложение пелён тоже указывает на датировку, пелены на мумиях Среднего царства наложены плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последнего II-ого переходного периода – XIII-XVII династий. Лучшие мумии приходятся на период Нового царства. Например, у фиванских мумий  XVIII-XXI-ой династий конечности гнутся и не ломаются.

 

Рис. 13. Рентгеновский снимок черепа мумии с уровнем масла внутри.

С открытием рентгеновских лучей (1895 г.) этот метод стали использовать для исследования мумий. С 1896 года Флиндерс Питри начинает использовать рентген для изучения мумий, чтобы не разматывать пелены и сохранить тела мумий. Мумию Тутмоса IV везли на рентген на такси. А в 1975 году мумия Рамсеса II прибыла в Париж для исследования и реставрации на корабле через Средиземное море.

Химики из университета Тюбенгена, Германия, доказали, что тела фараонов прекрасно сохранились благодаря кедровому маслу, в которое входит гваякол, вещество, обладающее антибактериальными свойствами, которое, при этом, не повреждает ткани.

Все современные достижения медицинской техники используются для анализа мумий. Компьютерная томография, эндоскопия, клинические и химические анализы, гистология и генетическая экспертиза. С помощью ДНК-анализа, генетической экспертизы были идентифицированы мумии: Эхнатона из KV 55 и царицы Хатшепсут, из тайника в Дейр эль-Бахри.

 

Рис. 14. Саркофаг с мумией на РКТ.

В музеях мира сейчас находится несколько тысяч мумий, переживших, если так можно выразиться, не одно тысячелетие «охоты за мумиями».

До недавнего времени считалось, что начало мумификации датируется раннединастическим периодом (3000 – 2600 гг. до н.э.). Раскопки сезона 1997 г. в Иераконполе, проводимые англо-американской экспедицией, датируют найденные неповреждённые женские захоронения  периодом Нагада II (примерно 3600 г. до н. э.). Австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, т. е. примерно в 4500-4100 гг. до н. э.

 

Рис. 15. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Именно мумиям следует выразить благодарность за то, что они смогли открыть для нас многие загадки удивительной древней цивилизации на берегах Нила.

Это интернет-публикация. Если вы используете  её в своей исследовательской работе, вы можете включить эту публикацию в список литературы, правильно оформив ссылку на неё:

Кудрявцева Н. И. Этапы мумификации. — http://akhet.ru/gipotezyii-simvolizm-ritual-kudryavtseva-n-i-etapy-mumifikazii/ ‎ —  время (когда был найден Вами этот материал: часы-минуты). — дата (день-месяц-год).

вернуться в рубрику автора >>

 вернуться в раздел Гипотезы египтологии >> 

© распространение материалов приветствуется ;-)


Литература

  1. Геродот. История. /Памятники исторической мысли/ Л.: Наука, 1972.

  2. Монте П. Египет во времена великих фараонов. М.: Молодая гвардия, 2000.

  3. Чегодаев М. А. Древнеегипетская книга мёртвых/ Вопросы истории, 1994.

  4. Матье М. Э. Мифы древнего Египта.Л.: Государственный Эрмитаж, 1940.

  5. Мерц Б. Красная земля. Чёрная земля. М.: Терра – Книжный клуб, 1998.

  6. University Leipzig Папирус Эберса – свиток длиной четыре тысячелетия в Лейпциге, 2002.

  7. Griffith H/The Leyden Papyrus, An Egyptian Magical Book, Tompson, New-York, 1974.

  8. Луркер М. Египетский символизм. М.: Золотой Век,1998.

  9. Pinch G. Magic in Ancient Egypt. British Museum Press, 1994.

  10. Меркулов М. Медицина Древнего Египта. М.: ж. Vita, 1998.

  11. Морэ А. Египетские мистерии. М.: Новый Акрополь, 2009.

  12. Nunn J. F. Ancient Egyptian Medicine. University of Oklahoma Press: Norman, 2002.

  13. Хаген Р.-М., Хаген Р. Искусство Древнего Египта. Берлин.: Taschen/Арт-Родник, 2009.

  14. Мистерии пирамид/Под ред. А. Черинотти, Ниола–Пресс, 2008.

  15. Большаков А. О. Человек и его двойник. СПб.: Алетейа, 2001.

  16. Чегодаев М. А. Папирусная графика Древнего Египта. М.: УРСС 2004.

  17. Рак И. В. Египетская мифология. СПб.: Летний сад, 2000.

  18. Тексты пирамид/Под ред. А. С. Четверухина. СПб.: Летний сад, 2000.

  19. Дюнан Ф., Лихтенберг Р. Мумии. Путешествие в вечность. М.: Астрель. РОСМЕН, 2003.

  20. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.: УРСС, 2003.

  21. Parker R. Egyptian Astronomy, Astrology and Calendari-cal Reckoning // Dictionary of Scientific Biography. – v.15. – p. 709-727, 1978.

  22. Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002.

  23. Lupton C. «Mummymania» for the Masses — is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. — L., 2003.

  24. Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. М.: Алитейа, 2001.

  25. Уайт Д. М. Боги и люди Древнего Египта. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007.

  26. Морэ А. Нил и Египетская цивилизация. М.: Центрполиграф, 2011.

  27. Мифы. Египет. Греция. Китай. Энциклопедический справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2000.

  28. Бадж У. Царство мёртвых. Обряды и культы древних египтян. М.: Центрполиграф, 2011.

  29. Мифы. Египет. Греция. Китай. Энциклопедический справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2000.

  30. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999.

  31. Бадж У. Папирус Ани Британского музея. Египетская книга мёртвых. М.: Алетейа, 2003.

  32. Гайон Ж.-К. Погребальные ритуалы Древнего Египта. Париж, Editions du Cerf, 1972.


Приглашаем к обсуждению этой публикации в комментариях ниже.

 

 

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.