Сухонос С. И. «Принципы Подобия»


Миниатюра Сухонос 3

вернуться к другим концепциям семинара  «Мир аналогий» >>

Принцип подобия – пожалуй, первый научный закон, который был сформулирован много тысяч лет назад Гермесом Трисмегистом:

«То, что внизу, подобно, но не равно тому, что наверху, а что наверху, подобно тому, что внизу, для вящего развития чудес Единой Вещи».

История науки показывает, что такого рода обобщения делаются не в начале очередного цикла познания, а в его завершении. Множество отдельных фактов накапливаются, и затем происходит качественный скачок – за разнообразием начинает проглядывать подобие.

Поэтому вполне вероятно, что «формула» трёхуровневого подобия Гермеса – это не первый научный закон Древнего Египта, а заключительное обобщение предыдущей цивилизации, скорее всего, Атлантиды.

И к идее подобия приходили так или иначе все цивилизации, когда они достигали мудрой способности за частностями видеть общее. И тогда в очередной раз на новом витке наука новой цивилизации приходила к идее о целостности мира, основанной на системных законах.

В Китае в этот период возникла великая системная традиция, которая приписывается легендарному первому правителю Поднебесной и мудрецу Фуси (также Баоси). Это обобщение он сделал на основе наблюдения природных явлений, и оно является эффективным средством для классификации свойств всей „тьмы вещей“.

И эта традиция проходит сквозной осью через все периоды развития китайской философии. Например, Конфуцию приписывают следующее высказывание:

«По себе можно познать других; по одной семье можно познать остальные; по одной деревне можно познать остальные; по одному царству можно познать другие; по одной стране можно познать всю Поднебесную. Каким образом я узнаю, что Поднебесная такова? Поступая так».

Ещё более общее и чёткое выражение принципа подобия мы находим в Дао де Цзине в «Книге пути и благодати»:

«Если смотреть исходя из различий, то всё различно, как желчь и печень…

Если исходить из подобия, то вся тьма вещей обитает в одной клети».

 

Западная цивилизация открыла этот закон подобия заново благодаря гипотезе Резерфорда о том, что атомную структуру можно уподобить структуре солнечной системы. Это вызвало потрясение во всех слоях культуры, в частности, нашло выражение в знаменитом стихотворении В. Брюсова «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом

Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

 

Во второй половине ХХ века интерес к масштабному подобию увеличился в том числе и благодаря учению Мандельброта о фракталах. В нём каждый элемент состоит из подобных себе, которые состоят из подобных себе и т. д. Впрочем, теория фракталов – лишь формальная игра ума, т. к. масштабное подобие в реальной природе реализуется гораздо сложнее.

Возрождение идей подобия миров, начавшееся в западной цивилизации с идеи Резерфорда, прошло большой путь развития в ХХ веке. Появилось множество оригинальных авторских концепций, в которых раскрываются законы подобия микро-, макро- и мегамиров. И хотя идея Гермеса остаётся незыблемой, но накопленные за последние столетия горы фактов (по-китайски «тьма вещей»), требуют нового переосмысления и систематизации, с целью в более тонких деталях и подробностях подтвердить этот великий принцип.

Поэтому на нашем сайте мы начнём собирать все идеи, которые имеют то или иное отношению к подобию трёх миров. Мира нижнего (микромира), мира верхнего (космического мегамира) и мира среднего, нашего земного макромира.

Скачать этот материал в формате .doc    KONZEPZIYA SUHONOSA S.I.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.