Роми П. (Дж. Данн). Храм Тутмоса III в Абидосе.


Роми П. (Джимми Данн), перевод с английского РОМАНА КОЛЕСЬЯНКИНА

Складывается ощущение, что Абидос был окружён ореолом святости ещё с самых ранних времён Египта. Это место было одним из самых почитаемых мест Осириса, значимого египетского бога, место, где на протяжении долгого времени фараоны Египта будут строить монументальные памятники для прославления этого божества. Некоторые из этих памятников нам хорошо известны: такие как заупокойный храм Сети I и, расположенный рядом с ним, Осирийон. Другие,  представляют собой относительно новые находки, но они тоже, вероятно, являются демонстрацией того же почитания, связанного с этой местностью.

Рис.1. Вид остатков стен храма Тутмоса III. Абидос.

Рис.1. Вид остатков стен храма Тутмоса III. Абидос.

Это храм, предположительно построенный Тутмосом III, который был открыт в 1996 году в северной части Абидоса, недалеко от Осирического храмового комплекса в Ком эль-Султан, вокруг которого были проведены значительные раскопки командой экспедиции из Пенсильвано-йельского института точных искусств. Этот участок находился к юго-востоку от «Храмового портала» Рамсеса II, в пространстве относительно нетронутом скоплением археологических находок, напротив наружной стены Храма Осириса, на прямой линии между видимыми остатками этого храма и входом в вади ведущим к Умм эль-Кааб.

Почти в двух метрах от исходной поверхности земли команда начала сталкиваться с плотно спрессованным слоем известняковых фрагментов, которые свидетельствовали о разрушении каменного здания значительных размеров. Под этим слоем, наконец-то, команда нашла самый нижний слой с рядами кладки известняковых стен, принадлежащими структуре небольшого храма. Строителем этого храма считается великий фараон  XVIII династии Тутмос III: о чём свидетельствует большое количество фрагментов рельефов с его личным и тронным именами, а также штампы с его именем, рядом с короткой молитвой Осирису, на кирпичах-сырцах храмовой оградительной стены.

Рис. 2. План храма Тутмоса III. Абидос. Обозначения на плане: слева – пилоны (pylons), деревья (trees),  колонны (columns); справа – передний двор (forecourt), статуи (statues), святилища (sanctuaries).

Рис. 2. План храма Тутмоса III. Абидос. Обозначения на плане: слева – пилоны (pylons), деревья (trees), колонны (columns); справа – передний двор (forecourt), статуи (statues), святилища (sanctuaries).

 Раскопки выявили остатки оградительной храмовой стены из кирпича-сырца высотой около 17,82 на 27,82 метров, из которых сохранилось примерно 2,5 метра в высоту от исходного уровня пола.  По вычисления площадь храма должна была быть размером около 9х15 метров (29 футов и 6 дюймов на 49 футов).

Храм выходит фасадом на передний двор, расположенный между входом и пилоном из кирпича-сырца с окружающей храм стеной, толщина которой около 2,5 метров (8 футов). На переднем дворе, который также вымощен кирпичом-сырцом, сохранились два больших священных дерева, которые были посажены в Греческий период. На входе стоят шестнадцатигранные колонны из известняка. Как минимум, на одной из граней каждой колонны сохранился нижний рельефный текст, окрашенный красным цветом. Фрагменты этого текста (те которые сохранились) запечатлели номен (тронное имя) и преномен (личное имя) Тутмоса III.

За колоннами находилась пара колоссальных осирических статуй Тутмоса III. Сохранившиеся фрагменты  этих статуй изображают мумифицированного фараона со скрещенными на груди руками и в каждой руке знак анх синего цвета. Его лицо и руки окрашены в красный цвет, а детали глаз, брови и борода имеют следы чёрного, белого и синего пигментов. Эти статуи, так же как и другие архитектурные элементы на входе, аналогичны тем, которые были найдены у южного входа в царский Зал Празднований зал в задней части великого Храма Амона в Карнаке.

Рис. 3a. Сохранившаяся часть осирической статуи на входе в храм Тутмоса III (XVIII династия) в Абидосе, но с картушами Рамсеса IV (XX династия).

Рис. 3a. Сохранившаяся часть осирической статуи на входе в храм Тутмоса III (XVIII династия) в Абидосе, но с картушами Рамсеса IV (XX династия).

За входом есть короткий коридор ведущий в поперечную внутреннюю камеру, которая, интересно отметить, переходит в два святилища (рис. 2). Пока не до конца ясно символическое соотношение конструкции и ориентации этого храма со святилищами обращёнными в сторону других археологических памятников – Умм эль-Кааба и так называемой «Гробницей Осириса», расположенной там же, в то время как остальная часть храмовой структуры ориентирована на внутреннее «Жилище» бога Храма Осириса.

Храм был вымощен большими, хорошо обтёсанными блоками известняка и имел крышу из того же материала, с потолком, окрашенным в синий цвет и украшенным орнаментом из жёлтых звёзд. Крупными известняковыми блоками увенчаны также и наружные стены, хотя эти камни более грубо обтёсаны и украшены чёрными карнизами. Более деликатно вытесанные и окрашенные чёрным карнизы ограничивают стены двух святилищ. Верхний регистр стены был украшен фризом из орнамента хекер (рис. 6, 7), который был отделён от нижнего регистра бордюром в виде полосы разграниченной прямоугольными элементами жёлтого, чёрного и красного цвета (рис. 6, 7).

Рис.3б. Фрагмент надписи рядом с осирической статуей на входе в храм Тутмоса III (XVIII династия) с картушами Рамсеса IV (XX династия).

Рис.3б. Фрагмент надписи рядом с осирической статуей на входе в храм Тутмоса III (XVIII династия) с картушами Рамсеса IV (XX династия).

 Очень трудно точно определить декоративную тему храма за счёт количества известняковых фрагментов с резными рельефами, которые были восстановлены во время изначальных храмовых раскопок. Тем не менее, мы знаем, что образ Осириса на стенах, обычно окрашивалось зелёной краской, наряду с большими изображениями Тутмоса III. Он, видимо, делает приношения Осирису и в свою очередь, получает жизнь, стабильность и Владычество. Таким образом, вероятно перед нами сцены приношения еды и цветов, которыми изначально были украшены стены святилищ. На одной стене изображён жрец, несущий священную ладью, что может быть представлением ежегодного Празднества Осириса, когда процессия выходила из храма Осириса и направлялась в Умм эль-Кааб.

 

 

Рис. 4а. Карнак. Западный фасад Праздничного храма Тутмоса III Ахменну.

Рис. 4а. Карнак. Западный фасад Праздничного храма Тутмоса III Ахменну.

Рис. 4б. Карнак. Южный фасад Праздничный храм Тутмоса III  Ахменну («Блистающий памятниками») предназначавшийся для проведения ритуалов царского юбилея  хеб-сед. Позже здесь проводились посвящения  жрецов Амона. Вход в храм, находившийся с южной стороны, был украшен двумя осирическими статуями царя колоссальной величины.

Рис. 4б. Карнак. Южный фасад Праздничный храм Тутмоса III Ахменну («Блистающий памятниками») предназначавшийся для проведения ритуалов царского юбилея хеб-сед. Позже здесь проводились посвящения жрецов Амона. Вход в храм, находившийся с южной стороны, был украшен двумя осирическими статуями царя колоссальной величины.

Рис. 5а. Фрагмент декора погребальной камеры Тутмоса III в Долине царей. XVIII династия. Верхний регистр стены декорирован фризом в виде орнамента хекер.

Рис. 5а. Фрагмент декора погребальной камеры Тутмоса III в Долине царей. XVIII династия. Верхний регистр стены декорирован фризом в виде орнамента хекер.

 

Рис. 5б. Фрагмент декора погребальной камеры Тутмоса III в Долине царей. XVIII династия. Верхний регистр стены декорирован фризом в виде орнамента хекер.

Рис. 5б. Фрагмент декора погребальной камеры Тутмоса III в Долине царей. XVIII династия. Верхний регистр стены декорирован фризом в виде орнамента хекер.

 

Рис. 6. Фрагменты сохранившихся рельефов храма (по часовой стрелке): слева вверху –  жрецы, несущие святыню, вероятно, с Празднества Осириса; справа вверху – фрагмент изображающий приношения; справа внизу – фрагмент с выполненной высоким рельефом надписью: niwt.f – «город его»; и внизу слева –фрагмент с большим текстом речи бога.

Рис. 6. Фрагменты сохранившихся рельефов храма (по часовой стрелке): слева вверху – жрецы, несущие святыню, вероятно, с Празднества Осириса; справа вверху – фрагмент изображающий приношения; справа внизу – фрагмент с выполненной высоким рельефом надписью: niwt.f – «город его»; и внизу слева –фрагмент с большим текстом речи бога.

Фрагменты декора, обнаруженные в этом храме, были такого же качества исполнения, как и те, что были изготовлены для храма этого же царя в Фивах (рис. 4а, б). Мы считаем, что это верно в отношении памятников, построенных для Рамсеса II и его отца, Сети I, и это также приводит нас к мысли, что, по крайней мере, в период Нового Царства, Абидос и Фивы были равны по своему значению.

По-видимому, данный храм, оставался культовым центром на протяжении значительной части древнеегипетской истории. Например, последовательность слоёв со скоплениями археологических находок над известняковым полом свидетельствует об использовании здания в течение длительного периода времени, даже после завершения XVIII династии. Об это свидетельствуют найденные нами на стенах здания тексты, в числе которых несколько надписей с картушами Рамсеса IV (XX династия) (рис. 3а, б);  следы ремонта  на пилонах из кирпича-сырца, датируемого III Переходным и Поздним периодами; и, конечно, три дерева на внешнем дворе, время посадки которых, по керамическим остаткам, найденным в пределах  корневых систем, датируется периодом Птолемеев (греческим).

Литература:

1. Wilkinson R. H. The Complete Temples of Ancient Egypt. – Thames and Hudson, 2000.

(Источник публикации: .touregypt.net)

 

Скачать статью в формате .doc  ХРАМ ТУТМЕСА III В АБИДОСЕ

 

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.