Ридер Г. Обряд посвящения: Загадочный текену и древнеегипетский погребальный ритуал (сокр. вариант)


 

Greg Reeder. A Rite of Passage: The Enigmatic Tekenu in Ancient Egyptian Funerary Ritual. — KMT: A MODERN JOURNAL OF ANCIENT EGYPT, Fall 1994, vol. 5, no.3.

Перевод с английского и научная редакция сделаны членами Клуба любителей египтологии «Ахет»    –  Романом КОЛЕСЬЯНКИНЫМ (перевод), Надеждой ЕРИНСКОЙ (редакция). Приглашаем к сотрудничеству >>  

вернуться в раздел — Классики- >>

Образ этой таинственной фигуры, присутствующей во многих древнеегипетских погребальных церемониях, отождествляется с понятием текену. Ранние египтологи рассматривали его как возможный атрибут жертвоприношения. Современная теория считает, что фигура в саване содержит внутри себя оставшиеся после мумификации внутренние органы усопшего.

tekenu1

Рис. 1. Изображение текену из гробницы Рамосе.

             

tekenu2

Рис. 2. Сцена из гробницы Схетепибры. Фивы.  XII династия.

Иногда в погребальной процессии текену показан завёрнутым так, что его сходство с человеческой фигурой не очевидно. Сцена на рис. 2 показывает образ текену завёрнутый в саван из шкуры животного, судя по пятнам — быка.

tekenu3

Рис. 3. Сцена из гробницы Пуимры. Фивы. XVIII династия

Иногда образ текену в сцене похоронной процессии изображается с человеческим лицом, выглядывающим из савана. Он кажется сидящим на санях, которые тащат к гробнице. Вероятно, он изображён сидящим в позе эмбриона.

tekenu4

Рис. 4. Сцена из гробницы Монтухерхепишефа. Фивы. XVIII династия.

Это уникальное изображение, найденное в гробнице Мунтухерхипешефа в Фивах, показывает текену лежащим на санях без савана. Трое жрецов тянут сани с текену. За ними следуют четверо мужчин, тянущих большой ларь с маслами и мазями для использования в церемонии «Открывания Уст».

tekenu5

Рис. 5. Изображение текену без савана из гробницы Монтухерхепишефа.

На рисунке 5 текену изображён в позе эмбриона, характерной для Додинастического захоронения. Вероятно, что он играет роль усопшего. Может быть он стал объектом жертвоприношения или является жрецом в каталептическом трансе?

tekenu6

Рис. 6. Сцена из гробницы Рехмира. Фивы. XVIII династия.

На рисунке 6 текену изображён лежащим на своём месте, туго завёрнутым в саван, словно в кокон. От савана освобождена только его голова.

tekenu7

Рис. 7. Сцена из гробницы Рехмира. Фивы. XVIII династия.

На рис. 7 мы видим преображение текену. Это иллюстрация из церемонии «Отверзания уст». Она изображает жреца сема, который пробудился после транса в начале церемонии в гробнице усопшего. Жрец сем утверждает, что он «спал» и навещал усопшего в ином мире. Жрец сем так же и шаман, он впадает в транс, подобный сну, превращаясь в текену. В образе текену он помешался в гробницу, завернутый в саван, что облегчало его «переход» в другой мир. Посетив мир духов, жрец сем получал силу, позволявшую ему успешно провести церемонию «Отверзания уст» усопшего. Текену больше не было, ибо он снова был жрецом семом.

tekenu8

Теперь мы можем идентифицировать образ текену со жрецом семом, находящимся в состоянии транса. Жрец сем теперь может быть определён как «маг-шаман», что позволяет пролить свет на загадки и непонятные погребальные церемонии Древнего Египта.

Дополнительная литература по теме «Текену»:

1. Морэ А. Египетские мистерии./Глава I. — М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009. — 192 с.